Анализ рынка слияний-поглощений авиакомпаний РФ в оценке бизнеса: пример

Пример анализа 6 сделок с российскими авиакомпаниями на рынке слияний-поглощений с выбором 3 аналогов для расчета стоимости бизнеса по методу сделок на 01.04.2007г. Фрагмент реального отчета об оценке стоимости ОАО «Региональное авиапредприятие» (измененное название действующего на дату оценки предприятия). Оценка проведена по состоянию на 01.04.2007 г.


Тенденции рынка слияний-поглощений российских авиакомпаний в 2006г.

«Воздушный транспорт РФ в качестве приоритета развития будет ориентироваться на укрупнение аэропортов и авиакомпаний» – сказал руководитель Федерального агентства воздушного транспорта А.Юрчик по время выступления на заседании круглого стола в рамках Х Петербургского Международного экономического форума в июне 2006 г.. По данным А.Юрчик, 88% всех перевозок в стране осуществляют 15 крупных компаний, остальные 12% приходятся на 167 компаний.

Выбрано два основных направления развития: за счет естественного укрупнения и объединения ряда компаний (по данной схеме будет развиваться «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮтЭйр»). Согласно второму направлению развития единая компания будет создана на основе слияния авиакомпаний «Россия» и «Пулково»; по этой схеме будут развиваться компании «Самара», «Красноярские авиалинии», «Сибавиатранс», «Домодедовсике авиалинии», «Омскавиатранс».

Опыт развития авиации в мире (в США, Китае) подтверждает правильность курса на консолидацию авиационного бизнеса. Стабильность и безопасность деятельности гражданской авиации в первую очередь создают крупные авиаперевозчики, техническая оснащенность и экономическая мощь которых во многом определяет текущее и перспективное состояние отрасли.

Вместе с тем, велико значение и внутрирегиональных (местных) перевозок. Региональные экономические преимущества авиации проявляются, прежде всего, тогда, когда вблизи аэропортов начинают появляться новые предприятия, заинтересованные в беспрепятственном доступе к воздушному транспорту и связанной с ним наземной инфраструктуре. В настоящее время это остро чувствуется на Сахалине, Чукотке, Ямале и в других регионах.

В 2004-2006гг. в РФ был совершен ряд сделок по приобретению авиакомпаний в целом и их контрольных (мажоритарных) пакетов.


Сделка по приобретению ОАО «Международный аэропорт Сочи» в ноябре 2006г [1]

В ноябре 2006г. государство продало на аукционе «Международный аэропорт Сочи», который входит в десятку крупнейших российских аэропортов, аффилированной с «Базэлом» структуре — ООО «Стратегия-Юг» — за 211 млн.долл. В аукционе было всего 40 шагов, а итоговая цена превысила стартовую примерно в полтора раза.

«Международный аэропорт Сочи» в 2005г. обслужил 1,2 млн. пассажиров, владеет действующим терминалом 1956 года постройки и недостроенным аэровокзалом на 2,5 млн.пассажиров (стройка заморожена в 1998г.)

По мнению отдельных аналитиков, аэропорт Сочи переоценили; в его модернизацию и достройку неработающего аэровокзала придется вложить до 100 млн.долл., при сегодняшнем пассажиропотоке эти инвестиции окупятся нескоро. При этом особый интерес к «Международному аэропорту Сочи» обусловлен тем, что Сочи претендует на статус столицы Олимпиады-2014.

Таким образом, оцениваемая компания и «Международный аэропорт Сочи» существенно различаются по уровню товарной диверсификации, что определяет их несопоставимость. При этом условия рассматриваемой сделки не соответствуют параметрам рыночной стоимости. В результате информация по сделке купли-продажи «Международный аэропорт Сочи» не была использована в процессе оценки стоимости «Регионального авиапредприятия» методом сделок.


Сделки по приобретению авиакомпании «Ист Лайн» («Русское небо») в 2004г. и в 2005г.

В июне 2004г. группа «Ист Лайн», управляющая аэропортом «Домодедово», продала одноименную авиакомпанию, с которой начинала свой бизнес в начале 1990-х годов. Группа «Ист Лайн» решила сконцентрироваться на аэропортовом бизнеса и приняла решение о продаже Авиакомпании «Ист Лайн» как непрофильного с этой точки зрения вида бизнеса.

В октябре 2004г. собственники авиакомпании «Ист Лайн»  приняли решение о переименовании компании в «Русское небо» и проведении программы ребрендинга с разработкой новой схемы раскраски воздушных судов и нового логотипа компании. В январе 2005г., объявив о переименовании авиакомпании, руководство «Русского неба» объявило, что рассматривает возможности освоения новых сегментов рынка – наряду с развитием традиционных направлений деятельности (чартерных пассажирских перевозок на международных линиях и регулярных грузоперевозок) [2].

В августе 2005г. 100% акций ЗАО «Авиакомпания «Русское небо» были проданы собственнику ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» Р.Мурсекаеву. По словам генерального директора «ВИМ-Авиа», «Русское небо» привлекательно наличием лицензий по коммерческой эксплуатации воздушного флота на грузовых направлениях – в том числе зарубежных. При этом за пять месяцев 2005г. авиакомпания «Русское небо» существенно сократила по сравнению с аналогичным периодом 2004г. объем перевозок грузов – с 13,7 тыс.т до 4 тыс.т [3].


Сделка по приобретению ЗАО «Аэрофлот-Норд» авиакомпании ООО ФГУП «Авиакомпания «Архангельские воздушные линии» (АВЛ).

ЗАО «Аэрофлот-Норд» в августе 2004г. стало победителем на торгах по приобретению авиакомпании АВЛ, на которой в 1998г. было введено внешнее управление.

ЗАО «Аэрофлот-Норд» — вторая региональная компания, владельцами которой являются ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» (51% акций) и ООО «Авиаинвест» (49% акций). В качестве цели приобретения были выделены консолидация рынка, усиление позиции ОАО «Аэрофлот» на внутренних рынках, оптимизация сети маршрутов и каналов продаж [4] . По словам внешнего управляющего АВЛ Владимира Коротяева, новый владелец компании в августе 2004г., сразу после приобретения компании, представил план ее развития, предусматривающий ежегодный рост показателей на 30-40%, а также приобретение новых самолетов [5] .

ФГУП «Авиакомпания «Архангельские воздушные линии» основано в мае 1991г. путем выделения из 1-го Архангельского объединенного авиаотряда. «По материалам пресс-релиза Авиакомпании «АВЛ» по итогам 2003г., данная компания является крупнейшим предприятием воздушного транспорта в регионе, на ее долю приходится 90% пассажирооборота и тоннокилометража Архангельского межрегионального транспортного управления [6]. АВЛ выполняет авиаперевозки пассажиров, почты, грузов и авиационные работы собственными и арендованными воздушными судами на 27 регулярных воздушных линиях в 10 субъектах РФ, осуществляет полеты на регулярной основе за пределами РФ (Финляндия, Швеция, Норвегия), выполняет заказные и чартерные рейсы, сдает в аренду воздушные суда.


Сделка по приобретению ЗАО «ФинансТехноТорг» 51% акций ОАО «Авиалиний Кубани».

РФФИ 11.06.2004г. подвел итоги аукциона по продаже 51% пакета акций «Авиалинии Кубани», в котором приняли участие пять компаний. При общей номинальной стоимости акций 29 867 руб. начальная цена пакета акций была установлена в размере 424 500 тыс.руб. При шаге аукциона 5 млн.руб. за десять минут цена была поднята более чем на 70% — до 729 500 тыс.руб. [7]. Такое существенное увеличение стартовой цены, в частности, обусловлено тем, что ОАО «Базовый элемент», собственник ЗАО «ФинансТехноТорг», накануне аукциона аккумулировал около 30% акций компании, выкупив их у частных инвесторов. В результате рассматриваемой сделки «Базовый элемент» аккумулировал свыше 80% акций компании.

ОАО «Авиалинии Кубани» состоят из авиакомпании и аэропорта Краснодар. Авиакомпания является 16-й по величине в России; ей принадлежат одиннадцать самолетов, допущенных в Европу (не подпадающих под ограничения Евросоюза по шумам). Со слов члена совета директоров «Авиалиний Кубани» Андрея Булавина, аэропорт Краснодар лучше по сравнению с другими аэропортами края (Сочи и Анапа) покрывает черноморское побережье от Новороссийска до Туапсе [8]. При этом около трети выручки формируется в аэропортовом бизнесе, который считается существенно более рентабельным по сравнению с бизнесом авиаперевозок.

Таким образом, оцениваемая компания и Авиалиний Кубани существенно различаются по уровню товарной и территориальной диверсификации, что определяет их несопоставимость. В результате информация по сделке купли-продажи 51%-го пакета акций «Авиалинии Кубани» не была использована в процессе оценки стоимости «Регионального авиапредприятия» методом сделок.


Сделка по продаже 66,16% акций ОАО «Авиакомпании «Таймыр».

В ноябре 2004г. Горно-металлургическая компания (ГМК) «Норильский никель» продала 66,16% акций ОАО «Авиакомпания «Таймыр» родственной ГМК компании. «Норильский никель» стал владельцем указанного пакета акций в конце 2002г., получив его в счет погашения задолженности ГУП «Норильское авиапредприятие» в соответствии с мировым соглашением от 27.03.2002г. [9], [10]. В 2002г. компания 66,16% акций были приобретены за 9 млн.долл.; и в момент приобретения эксперты считали, что «Норникель» скоро избавится от этого актива [11] .

По материалам годового отчета ОАО «Авиакомпания «Таймыр» за 2004г., в качестве основных направлений деятельности выделены авиаперевозки пассажиров, почты, грузов на территории Норильского промрайона и Таймырского (Долгано-Ненецкого) округа, авиационные работы и обеспечение аэропортовой деятельности.

Таким образом, также как и в случае анализа содержания предыдущей сделки, по уровню товарной диверсификации (диверсификации оказываемых услуг) оцениваемая компания и Авиакомпания Таймыр существенно различаются: помимо бизнеса авиаперевозок последняя представлена также в аэропортовом бизнесе. В результате информация по сделке купли-продажи 66,16%-го пакета акций «Авиакомпании Таймыр» не была использована в процессе оценки стоимости «Регионального авиапредприятия» методом сделок.


Сделка по приобретению Авиакомпанией «Сибирь» 53% акций ОАО «Челябинское авиапредприятие».

В августе 2004г. владельцы Авиакомпании «Сибирь» получили контроль над купленным в мае 2004г. Челябинским авиапредприятием (ЧАП), которому принадлежит 100% акций ОАО «Аэропорт «Челябинск» (Баландино), 45,5% ООО «Топливо-заправочная компания», 16% ООО «Челябинская акционерная страховая компания» и 50,15% долей в ООО «Энкор», ключевом перевозчике челябинского региона.

В апреле 2004г. бывший директор Челябинского авиапредприятия провел сделку по продаже «Энкора», о которой новый акционер ЧАП (Авиакомпания «Сибирь») не знал на момент приобретения акций компании. Без «Энкора» покупка Челябинского авиапредприятия была «Сибири» неинтересна, поскольку «Энкор» распоряжался на правах аренды всеми самолетами авиапредприятия и всеми маршрутами. Новые акционеры ЧАПа обратились в региональный арбитражный суд, и в августе 2004г. суд утвердил подготовленный сторонами текст мирового соглашения о возвращении во внесудебном порядке контрольного пакета долей «Энкора» [12] .

В 2004г. ООО «Энкор» эксплуатировал 18 различных самолетов, большая часть которых арендована у ОАО «ЧАП». В 2003г. «Энкор» перевез около 500 тыс.пассажиров, заняв 12-е место по пассажирообороту среди российских авиакомпаний.

По словам генерального директора Авиакомпании «Сибирь» Владислава Филева, покупка контрольного пакета акций ОАО «Челябинское авиапредприятие» является для «Сибири» инфраструктурным проектом по созданию сетевой компании, маршрутная сеть которой будет покрывать всю территорию РФ [13] . До совершения сделки Урал был единственным регионом России, где «Сибирь» не была представлена.

Согласно материалам ежеквартального отчета эмитента ОАО «ЧАП» основными видами деятельности предприятия в 2002г. являлись аэропортовое обслуживание и сдача имущества в аренду. 23.05.2006г. Челябинскому авиапредприятию было присвоено первое место в номинации «Перспективно развивающийся аэропорт года» в международном конкурсе на звание «Лучший аэропорт стран СНГ» [14].

Таким образом, Челябинское авиапредприятие фактически специализируется на аэропортовом бизнесе, который существенно различается по сравнению с бизнесом авиаперевозок. В результате ценовая информация по данной сделке не была использована в процессе применения метода сделок.


Выводы по результатам анализа сделок на рынке слияний-поглощений российских авиакомпаний в 2004-2006гг.

Подтверждение сопоставимости объекта оценки и компаний-аналогов по результатам описанных выше сделок с ними представлено при обосновании возможности применения метода сделок. Перейдите по указанной активной ссылке и узнайте, как использована приведенная на этой странице информация по 6 сделкам для выбора 3 аналогов, расчета по ним мультипликатора «цена/ выручка», определения стоимости объекта оценки.

Ссылки на использованные источники (по состоянию на 01.06.2007г.):

  • [1] по данным Архива сделок по слияниям-поглощениям за ноябрь 2006г. www.ma-jurnal.ru; «Сочи за $130 млн.» http://www.elfor.ru/articles.asp?article=2218KeDITmKWtkKRVgOegA&start=81
  • [2] http://1-05.olo.ru/news/economy/46640.html
  • [3] С.Рыжкин «ВИМ-Авиа» займет место в «Русском небе» // «Коммерсант» 05.08.2005г.
  • [4] ЗАО «Аэрофлот-Норд» приобрело авиакомпанию «АВЛ»  http://germany.aeroflot.aero/news.asp?ob_no=156&d_no=3733
  • [5] по данным РБК   http://www.quote.ru/print_news.shtml?news_id=721657
  • [6] Авиакомпания «Архангельские воздушные авиалинии» подвела итоги за 2003г.  http://www.avia.ru/pr/list/?id=2280
  • [7] И.Хренников «Базэл» уходит в небо. Компания стала владельцем «Авиалиний «Кубани» http://www.rbsys.ru/print.php?page=967&option=news_consulting
  • [8] И.Хренников «Базэл» уходит в небо. Компания стала владельцем «Авиалиний «Кубани» http://www.rbsys.ru/print.php?page=967&option=news_consulting
  • [9] Норникель продал 66,16% акций авиакомпании Таймыр родственной компании http://www.avk.ru/siteDatabase.nsf/0/B61C70971F2B5268C3256F5700265DF6
  • [10] «Норникель» купил авиакомпанию  http://old.metallpress.ru/archive/3539931.html
  • [11] «Норникель» получил контрольный пакет акций норильской авиакомпании «Таймыр» http://www.e-xecutive.ru/print/news/piece_6584/
  • [12] И.Мокроусова Региональный пилотаж «Сибири» http://www.ma-jurnal.ru/monitor/?nID=2285&date=
  • [13] Покупка Челябинского авиапредприятия является для «Сибири» инфраструктурным проектом   http://www.aviaport.ru/news/2004/07/02/80875.html
  • [14] Челябинское авиа – самое перспективное в России http://www.aviaport.ru/news/2006/06/07/105962.html